:: ::

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

 


 
Советы психолога по выбору профессии

Выбор профессии — сложный и  ответственный шаг в    твоей жизни.  Не предоставляй выбор своей  будущей  профессии случаю.  Пользуйся информацией  профессионалов. Профессию надо  выбирать обдуманно, с  учетом своих  способностей, внутренних убеждений   (только равнодушные идут куда  придется), реальных  возможностей,  взвесив все «за» и «против».

С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:

Изучи глубже самого себя:

- разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

- подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

- ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

- побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

- ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

- сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

- приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6.  Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА:

- определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

- полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);

- устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

- реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

- логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

- моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

- согласованность плана с потребностями рынка труда.

 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

- определить, какой вид деятельности вам интересен;

- проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»;

- составить формулу интересующей профессии;

- выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

- сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

- ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

- соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

- узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

- ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

- проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

 

ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЮЩИЙ ПРОФЕССИЮ

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

- что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

- что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

- что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

- что от него потребует работа и трудовой коллектив.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ.

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ.

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 


Дополнительные подразделы:

Полезные ссылки по профориетантиции
Министерство образования Республики Беларусь
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
БРПО
МЧС ИНФОРМИРУЕТ
-
-
-
СВЕТЛAГОРСКIЯ НАВIНЫ
улыбнись